Оркестр Н.Н.Некрасова

Пятница, 19.04.2024, 08:36

Главная » 2015 » Апрель » 8 » «Балалайка – душа России» – 2015»
10:20
«Балалайка – душа России» – 2015»

                                                      «Балалайка – душа России» – 2015»

     С легкой руки Василия Васильевича Андреева балалайка давно уже стала символом России, музыкальным выражением ее души. Именно поэтому учредители Всероссийской акции по пропаганде исполнительства на русских народных инструментах решили назвать ее «Балалайка – душа России». Произошло это в 2009 году, и с тех пор каждый год в Большом концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных в честь балалайки проходит грандиозный гала-концерт, который собирает лучших музыкантов России – исполнителей на русских народных инструментах. 22 марта этого года в концерте принял участие прославленный коллектив - Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова Всероссийской Государственной телерадиокомпании, дирижер – Андрей Шлячков.

    Концерт получился радостным и праздничным. Особую торжественность моменту придавало присутствие в зале легендарного исполнителя на балалайке, игрой которого восхищались великие музыканты мира, народного артиста России Михаила Федотовича Рожкова. В его честь оркестр исполнил вальс В.В. Андреева «Балалайка», талантливую аранжировку которого специально для этого концерта сделал дирижер оркестра Андрей Шлячков. 

В начале концерта выступили юные музыканты: «Пиццикато» из балета Л. Делиба «Сильвия» уверенно и артистично исполнил Максим Самсонов, а финал «Детского концерта» В. Панина замечательно сыграл Николай Скорописцев. Нужно отметить, что Концерт хоть и называется «детским», но на самом деле довольно сложный для исполнения: быстрый темп, переменный размер, свободное развитие музыкальной мысли, полифоническая оркестровая ткань, куда вплетается самостоятельная виртуозная партия солиста. Исполнение этого сочинения требует настоящего – совсем недетского – мастерства. И Николай успешно справился с поставленной задачей.

  Произведения Н.П. Будашкина давно стали классикой музыки для русского народного оркестра. Его концерт для домры, хотя и написан более 60 лет назад, звучит и сегодня очень свежо и современно, особенно, когда его исполняют молодые талантливые музыканты. Свою версию этого концерта предложили Маргарита Курбесова и Анастасия Захарова.                  Маргарита Курбесова играла 3 часть концерта. В ее исполнении привлекает бьющая через край жизнерадостная энергия, настоящее «вечное движение» на русский лад (в концерте использованы 2 русские темы – «Пивна ягода» и «Былина о Добрыне Никитиче»).

Анастасии Захаровой было сложнее – ей досталась 1 часть, в которой известна не только каждая нота, но и каждая пауза, и тем не менее ей удалось представить очень интересную трактовку этой музыки, особенно – каденции, которая получилась у нее очень осмысленной и выразительной.

Ольга Васильева, исполнительница на гуслях звончатых из Санкт-Петербурга – яркая представительница Псковско-Петербургской исполнительской школы. Её игра стала для многих открытием новых исполнительских возможностей: оказалось, что на гуслях можно творить настоящие чудеса! Она очень тонко и проникновенно исполнила изысканную «Балладу» Константина Шаханова – выдающегося гусляра и композитора из Санкт-Петербурга (и к тому же - давнего друга Академического оркестра им. Н.Н. Некрасова), а также – блистательно сыграла его же «Вариации на 3 русские темы». Она продемонстрировала необыкновенной красоты звук, блестящую виртуозность и мастерство владения инструментом, а главное - редкую способность взаимопонимания и взаимодействия с дирижером и оркестром, умение, когда этого требует развитие музыкальной мысли, уйти на второй план, уникальную свободу игры в ансамбле, когда и солистка, и оркестр являют собой единое музыкальное целое. 

Самых добрых слов заслуживает балалаечник Александр Николайчук, который очень точно и с большим вкусом передал своеобразный стиль популярной пьесы А.А. Цыганкова на тему русской народной песни «Перевоз Дуня держала».

1 отделение концерта завершило выступление артистов Академического оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова: Дмитрий Ибрагимов вместе с оркестром исполнил Пьесу В.Н. Городовской на тему русской народной песни «Выйду ль я на реченьку», а  Секстет балалаек – Дмитрий Ибрагимов, Виталий Макорин, Мария Обвинцева, Вероника Иванова, Тарас Осадчук и Дмитрий Аверин – исполнили нестареющую «Барыню» В.И. Шуякова.

 Дмитрий Ибрагимов – музыкант уникальный и универсальный, он одинаково великолепный солист и ансамблист, что встречается достаточно редко, и к тому же, как никто, владеет секретом исполнения русской народной музыки, в которой тесно переплелись и «разгулье удалое» и «сердечная тоска». Его балалайка способна заворожить даже скептически настроенного слушателя.  

Акция «Балалайка – душа России» действительно собирает лучшие исполнительские силы. Каждый участник концерта – это яркая творческая личность, музыкант, достойный представлять русское инструментальное искусство на самом высоком уровне. 2-е отделение концерта открыл известный коллектив - Унисон балалаек Российской Академии музыки им. Гнесиных им. П.И. Нечепоренко. Унисон был создан более 50 лет назад музыкантом-легендой, кстати, единственным балалаечником, который был удостоен звания народного артиста СССР, Павлом Ивановичем Нечепоренко. В разное время в нем играли и М.Ф. Рожков, и нынешний художественный руководитель Унисона балалаек, народный артист РФ В. Зажигин, и ведущий концерта, заслуженный артист РФ А. Марчаковский, а также - Художественный руководитель акции «Балалайка – душа России» А.А. Горбачев, да и в оркестре работают участники этого ансамбля.  Унисон балалаек исполнил Вариации А. Данилова на тему русской народной песни «Из-за горочки туманик выходил», Болеро Н. Шульмана и свой коронный номер - «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», вызвавший бурю восторгов и шквал аплодисментов в зале.  

Екатерине Мочаловой, которая вышла на сцену после их выступления, было непросто, но, как истинный мастер, она с первых же звуков овладела вниманием зала. Блестящая виртуозность, феноменальная техника, красивое наполненное форте, изумительное завораживающее пьяниссимо в высоком регистре отличает игру этой выдающейся домристки. В выразительном диалоге с оркестром она замечательно исполнила «Цыганские напевы» П. Сарасате.

Гитарист Ровшан Мамедкулиев – представитель Нижегородской исполнительской школы. Уже то, что он обратился к Адажио из «Аранхуэсского концерта» Х. Родриго – этому «отче наш» гитаристов всех времен – говорит о том, что он абсолютно уверен в своих силах. Нужно сказать, что он предложил свою достаточно оригинальную трактовку этого популярного произведения. Основательность, тщательность проработки деталей, мощный звук, свободно охватывающий весь зал - основные черты его исполнительской манеры.

Яркий, талантливый, творческий, увлеченный музыкант, балалаечник Иван Кузнецов выбрал для своего выступления «Фантазию на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс» (переложение для балалайки сделал Андрей Горбачев). Впечатление двойственное: с одной стороны всенародная и «всенародническая» фанатичная любовь к музыке Джорджа Гершвина, а также – страстное, эмоциональное - буквально «на одном дыхании» - исполнение сделали свое положительное дело: публика была в восторге! С другой стороны, стало досадно, что замечательный, перспективный музыкант не смог блеснуть всеми гранями своего таланта – выбранная пьеса просто по определению не дает такой возможности. К сожалению, по объективным причинам, не вся музыка поддается равноценному переложению, даже самому добросовестному, и в данном конкретном случае следует признать, что переложение все-таки проигрывает оригиналу.           

                                                                                                  

 Далее в программе был Денис Забавский с пьесой собственного сочинения «Следы на воде». Откровенно говоря, вообще не очень понятно появление этой пьесы в программе, т.к. в контексте «живой» музыки компьютерные звуки всегда будут восприниматься, как чужеродные и достаточно агрессивные.  Плавное течение концерта, таким образом, было нарушено, но несмотря ни на что, балалаечник Алексей Вродливец и Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова под руководством Андрея Шлячкова достойно завершили концерт исполнением 4 части Концерта-симфонии А. Цыганкова.

    Рассказывают, что на заре своей карьеры Лучано Паваротти вместе с аккомпаниатором отправился в сольное турне по небольшим городам Америки. Перед каждым выходом на сцену его менеджер говорил ему: «Мой дорогой! Помните, что Вы идете туда не для того, чтобы посмотреть, любит ли Вас публика. Идите, и посмотрите, любите ли Вы публику!». Мудрые слова… Совершенство владения инструментом, высокий профессионализм, выразительность и художественность исполнения – это, конечно же, непременные условия успеха у публики. Но для того, чтобы между артистами и зрителями в зале установились взаимопонимание и доверие необходимо еще что-то, что невозможно выразить словами, а можно только почувствовать. В тот вечер в Гнесинском зале и оркестр, и солисты играли увлеченно, с полной отдачей и накалом эмоций, а публика чутко откликалась на каждый номер программы.  И это позволяет говорить о том, что музыка, исполненная молодыми, талантливыми, творческими людьми интересна слушателю.  Концерт длился два с половиной часа, но никто не спешил уходить, многие взволнованно и радостно обсуждали понравившиеся номера, благодарили дирижера, солистов и музыкантов оркестра. После таких концертов возникает надежда, что поклонников у музыки для народных инструментов, и в частности – балалайки – станет больше.  

Просмотров: 1713 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт