Оркестр Н.Н.Некрасова

Воскресенье, 24.09.2017, 17:06

Главная » 2014 » Декабрь » 19 » Концерт "Раз в крещенский вечерок..."
10:03
Концерт "Раз в крещенский вечерок..."

Раз в Крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.  

   Признанный шедевр поэтического гения Василия Андреевича Жуковского, баллада  «Светлана» была написана в 1812 году и сразу же стала необыкновенно популярной, ее очень любил А.С. Пушкин и часто цитировал в своих произведениях, а первые четыре строчки баллады стали эпиграфом – своеобразным поэтическим ключиком – к пьесе П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»

   Накануне Рождества 1875 года в петербургском журнале «Нувеллист», который издавал друг П.И. Чайковского, известный музыкант и литератор Николай Матвеевич Бернард  появилось  объявление следующего содержания: «Знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество, и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепьянных композиций, характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале». Нужно ли говорить, что тираж журнала после этого анонса значительно вырос?

Идея цикла из 12 пьес – по одной на каждый месяц, их заглавия, а также само  название цикла - «Времена года» -  принадлежат Н.М. Бернарду.

Композитор не возражал: «Все Ваши заглавия я сохраняю», - писал он Бернарду. - И только в две из 12-ти пьес внес свои дополнения. Так одна из 2х пьес - «Святки» -  получила авторский подзаголовок – Вальс.

       

   Святки…Любимейший народный праздник, благословенный период, когда все общество живет в  ожидании таинственных чудес, и  «Декабрь»  - последняя и самая загадочная пьеса цикла – как нельзя лучше передает эту радостную и одновременно несколько тревожную атмосферу предчувствия счастья и любви.

   Известный факт: свой Ноктюрн фа минор (он еще имеет подзаголовок «La Separation» - «Разлука»)  М.И. Глинка посвятил  сестре - Елизавете Ивановне Флёри. В автобиографических «Записках» он как-то просто и буднично пишет об этом: «Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей тогда …в Петербурге, написал я Ноктюрн La separation (f-moll) для фортепьяно. Принялся также за другой Ноктюрн Le regret, но его не кончил, а тему употребил…для романса «Не требуй песен от певца».

На самом деле год написания Ноктюрна – 1839 – в  жизни композитора - особенный: он страстно влюблен в Екатерину Ермолаевну Керн, дочь знаменитой музы А.С. Пушкина Анны Петровны Керн, и в порыве вдохновения один за другим создает шедевры -  Вальс-фантазию, романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», и – Ноктюрн, который  очень быстро становится одной из самых исполняемых пьес в петербургских музыкальных салонах. Иногда его исполняет сам автор, и это приводит публику в неописуемый восторг.

Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, записывает в своем «Дневнике»:

 

 «Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов: такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках…я никогда ни у кого не встречала. У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел: невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».

 

Снег на солнышке блестит

Пар алеет тонкий…

Чу! в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий…

               

   В январе этого года исполнилось 95 лет со дня рождения  Веры Николаевны Городовской, блистательной исполнительницы на гуслях, великолепной пианистки и композитора, чьи произведения по праву вошли в золотой фонд  всех оркестров русских народных инструментов, существующих в мире.  Она родилась в январе; снег, мороз, метель, бег стремительной тройки – это была ее стихия, в которой она чувствовала себя легко и свободно. В основе всех ее сочинений всегда лежит народная тема – яркая и узнаваемая. Уникальность ее дарования состоит в том, КАК она ее развивает и варьирует. Она никогда не стремилась навязывать слушателю свою индивидуальность: оригинальность ради «оригинальничанья» ее никогда не привлекала. В своих произведениях В.Н. Городовская всегда старалась выявить глубинную суть народной темы, ее красоту и многогранность. Ее произведениям присуща классическая ясность, простота и совершенство формы, глубина музыкальной мысли.

   В искусстве создавать произведения на основе русских мелодий ее до сих пор никто не превзошел, а ее миниатюры - «Русский вальс» и «Русская зима» - с полным основанием можно назвать  музыкальными шедеврами.

      

 

 

 

Просмотров: 323 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт