Оркестр Н.Н.Некрасова

Воскресенье, 21.10.2018, 14:25

Главная » 2014 » Декабрь » 19 » «О будущем - с надеждой»
11:06
«О будущем - с надеждой»

Современная музыка для русского оркестра

На вопрос дотошного журналиста - «Зачем Вы поступили в класс дирижирования?», - прославленный русский дирижер Евгений Федорович Светланов ответил, что хочет освоить эту сложнейшую профессию, чтобы исполнять забытые произведения русских классиков и новые произведения своих коллег-композиторов.

 

Нужно сказать, что все дирижеры, в разное время возглавлявшие Академический оркестр русских народных инструментов Радио и Телевидения, были солидарны с великим Маэстро и считали, что исполнение музыки современников – это непременное условие самого существования оркестра. Музыка – это речь, и каждый её звук полон смысла. Чтобы по-настоящему понять, для чего композитор написал своё произведение, и почему он написал так, а не иначе, нужно вместе с ним проделать огромную духовную работу. И только тогда происходит чудо СОТВОРЧЕСТВА, которое дает новому сочинению дорогу в жизнь и делает его исполнение настоящим музыкальным событием.

 

Таким запоминающимся событием стал недавний концерт Академического оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова в Московском Доме композиторов: 3 ноября в рамках XXXVI Международного музыкального фестиваля «Московская осень – 2014» оркестр исполнял новую музыку известных московских композиторов. Концерт еще раз показал, что, во-первых, сегодня для оркестра русских народных инструментов пишут яркие, талантливые, интересные композиторы, обладающие своим неповторимым музыкальным языком и стилем, и во-вторых; эта музыка, художественно исполненная Академическим оркестром русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова под управлением маэстро Андрея Шлячкова, прекрасно воспринимается слушателями независимо от возраста и образования.

 

Открыла концерт «Масленица» Виктора Симонова – яркая праздничная музыкальная картинка, написанная в лучших традициях русской музыки начала ХХ века. Динамика развития, скорость смены образов, причудливые сочетания солирующих групп инструментов, свободная форма говорит о том, что это все-таки музыка нашего времени. Заметным событием стала Московская премьера концерта для домры с оркестром «Сквозь бездны снов» композитора Григория Зайцева. Его музыка имеет удивительное свойство: она высоко интеллектуальна и в тоже время ярко эмоциональна. Математически точно рассчитанная форма воспринимается, как свободная импровизация. Темы его сочинений мелодичны и напевны, легко запоминаются, но в них нет и намека на привычные интонации. Его музыка – это непрерывный поток сложного симфонического развития, и в то же время она не подавляет, а завораживает, ее слушаешь с неослабевающим интересом от начала до конца, каждая интонация буквально «ложится на ухо». Солировала талантливая Вера Махан, ее трактовка всегда представляет большой интерес, т.к. она вносит свою неповторимую интонацию в каждое исполняемое ею произведение. Оригинальные «Камлания» Владимира Пешняка – это активный поиск новых средств и приемов для наиболее выразительного воплощения в оркестре народных инструментов причудливой природы Горного Алтая, загадочного мира лесных звуков, таинственной и зловещей атмосферы шаманского ритуала общения с духами. 

 

В заключение 1 отделения был исполнен Концерт для альтовой домры с оркестром Алексея Ларина. Солист – народный артист РФ Михаил Горобцов.

Импровизационность – как основа стиля, новые приемы и средства выразительности потребовались автору, чтобы во всей полноте отобразить глубину и драматизм содержания этой музыки, ее поэзию и красоту. Насыщенная оркестровая фактура, где все партии – солирующие, переплетение мелодических линий, сложные ритмы, выразительные реплики отдельных инструментов, монологи солирующей домры, мощный поток сознания, стихийный лабиринт и непостижимый лес музыкальных мыслей и чувств – всё это буквально обрушивается на слушателя и держит его в постоянном напряжении, вплоть до окончания произведения. Исполнение этого во всех отношениях выдающегося сочинения можно считать несомненной творческой удачей оркестра и солиста, а также - достойным завершением 1 отделения концерта.

 

В начале 2-го отделения в исполнении оркестра прозвучали 4 части из сюиты Игоря Красильникова «Сказочные образы»: 1ч. – «Песня странствующего Рыцаря», 2ч. – «В степи», 3ч. – «Заколдованный лес», 5ч. – «Поединок». Музыку Игоря Красильникова отличает классическая ясность и кажущаяся простота. На самом деле вся она насыщена тематизмом и пронизана симфоническим развитием. В прозрачную, дышащую оркестровую ткань вплетены выразительные реплики отдельных инструментов, каждая тема имеет свою логику развития, предугадать которую просто невозможно. Феномен музыки Красильникова состоит в том, что от повторения она только выигрывает: чем больше играешь и слушаешь – тем больше новых выразительных деталей в ней открывается.

 

Стремление во что бы то ни стало быть оригинальными, ни на кого непохожими может увести далеко в сторону от истинной поэзии.

 

Поэтесса Ольга Фокина не боится быть неоригинальной. По стилю ее стихи очень близки северной народной традиции -  они такие же неторопливые, мудрые и искренние. И в этом, как это ни странно – ее глубочайшее новаторство. Она пишет так же естественно, как говорит и дышит. Творчество О. Фокиной вдохновило композитора Виктора Пьянкова на создание вокального цикла «Пять песен на стихи Ольги Фокиной», сочинение, полное гармонии и красоты, где музыка и слово составляют единое целое. Мелодия как бы рождается естественной интонацией стиха, вытекает из него и поэтому очень близка к народной песне, хотя здесь нет ни одной цитаты, весь цикл – это оригинальная авторская музыка.

 

Самых добрых слов заслуживают солистки – Светлана Филиппова («Говори мне, говори» и «Уж я рано наряжу»), Мария Говорова («Зеленой поймой струится Тойма» и «На зеленом лугу стою») и Анастасия Аверкина («На покосе»).  Они смогли донести до слушателя всю безыскусную прелесть и изысканность этих песен. Особое очарование музыке придала мастерски сделанная аранжировка (автор – Артем Белов).

 

И, наконец, в финале программы было исполнено сочинение Владимира Беляева «Концерт-буфф» для не приехавшего хора, опоздавшего солиста, фортепьяно и оркестра. Солисты – Наталья Шатохина (фортепьяно) и Андрей Горбачев (балалайка).

Автор замечательных вокальных произведений и драматической музыки для русского оркестра В.В. Беляев в этом сочинении проявил себя как мастер «музыкальной клоунады». «Концерт-буфф» - это практически цирковая музыка, произведение яркое, энергичное, шумное, пестрое – настоящий карнавал жанров, стилей и масок, стремительное чередование тем и эпизодов с элементами театрального действа. Все это многообразие соединил в одно целое блистательный виртуоз (и как выяснилось – талантливый актер) лауреат Международных конкурсов Андрей Горбачев. Собственно говоря, по его просьбе и был написан этот концерт, талантливо им же исполненный. Как говорится, все жанры хороши, кроме скучного, а этот финал, уж точно, слушателю заскучать не дал.

 

Исполнять новую музыку современных композиторов – одновременно просто и сложно. Просто - потому что на исполнителя не давит груз традиций, и он абсолютно свободен в своей трактовке нового сочинения. Сложно - потому, что каждое новое сочинение – это новый язык, система понятий, которую нужно осваивать, проходя этот путь вместе с композитором. И, конечно, это большой риск, т.к., включая в программу новые сочинения, дирижер и оркестр берут на себя огромную ответственность за судьбу этого сочинения: именно от их исполнения зависит – будет эта музыка жить или нет.

 

Композитор Алексей Львович Ларин в одном из интервью как-то сказал: «Для меня музыка – это прежде всего искусство звуков, и, если идеи не воспринимаются на уровне слуха, значит они не состоялись». Пожалуй, по отношению к новой музыке это не совсем справедливо. Композиторы тем и отличаются от исполнителей и слушателей, что им дан талант предвидения, благодаря которому они имеют возможность заглянуть в будущее, и в области поиска новых выразительных средств для воплощения своих идей они всегда будут идти немного впереди.

 

И еще. В данный период времени новая музыка современных композиторов практически не звучит на концертной эстраде, нет ее и в радио и телеэфире. Слава Богу, что существуют такие фестивали современной музыки, как, например, как Международный музыкальный фестиваль «Московская осень», но, к сожалению, для того, чтобы музыка наших современников успела завоевать умы и сердца слушателей, и стала повседневным явлением нашей духовной жизни этого до обидного мало.

 

Эта музыка заслуживает того, чтобы быть источником радости, творчества и вдохновения.

   

Просмотров: 471 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт