Четверг, 10.10.2024, 15:59
«Именно Академический оркестр русских народных инструментов
самим фактом своего существования
дает понять, что в мире есть Гармония и Красота»
(Мнение публики)
Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании был создан в декабре победного 1945 соратником В.В. Андреева, заслуженным артистом России П.И. Алексеевым, и с тех пор звучит в радио и телеэфире, являясь его «визитной карточкой». Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК – это высочайший профессионализм, виртуозное мастерство музыкантов, совершенство звука, тембровая неповторимость, высокая культура и совершенство исполнения музыки самых разных эпох, стилей и направлений. В репертуаре оркестра 9 тысяч партитур, с каждым годом их число увеличивается – это русская и зарубежная классика, музыка народов мира, произведения современных композиторов, и, прежде всего – русская народная музыка.
С оркестром всегда сотрудничали прекрасные музыканты: дирижеры – В. Смирнов, В. Федосеев, А. Гаук, Г. Рождественский, композиторы - С. Василенко, В. Шебалин, Н. Пейко, А. Пахмутова, В. Кикта, певцы - И. Архипова, Е. Образцова, С. Лемешев, И. Скобцов, А. Ведерников, В. Пьявко, И. Кобзон, и многие другие. Эта традиция продолжается и сегодня. Каждый музыкант, работающий с оркестром, вносит свою неповторимую краску, обогащая его звучание. В 1973 году за выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры оркестру было присвоено высокое звание АКАДЕМИЧЕСКИЙ, в этом же году во главе оркестра стал Н.Н. Некрасов, тонкий, взыскательный музыкант, обладающий безупречным вкусом, умеющий раскрыть всю красоту звучания народных инструментов.
Трепетность, гибкость, особая душевность, благородство, пленительное благозвучие и красота органично присущи звучанию Академического оркестра русских народных инструментов. Его называют «поющим» не только потому, что музыканты оркестра, когда этого требует замысел композитора, замечательно поют, а потому, что они владеют секретом певучего, «виолончельного» звука, добиваясь этого эффекта без помощи смычка. «Я искал скрипки, я слышал их, хотя и не находил. Где-то звучали альты и виолончели, хотя я видел лишь домры и балалайки, источавшие невообразимой красоты звуки», - писал музыкальный критик испанской газеты «АВС».
Жизнь оркестра наполнена поисками, экспериментами, творческими удачами, каждый концерт оркестра становится музыкальным событием. Н.Н. Некрасов и его музыканты любят радовать и удивлять. Слушателям наверняка запомнилась и пушкинская "Метель» с музыкой Г. Свиридова в исполнении АОРНИ ВГТРК и В. Ланового, и «Снегурочка» П. Чайковского, и потрясающие «Ямщицкие песни» с В. Золотухиным, и многое-многое другое.
Академичекий оркестр русских народных инструментов ВГТРК – это оркестр для всех, его с восторгом принимают профессиональные музыканты и научная интеллигенция, воины Российской армии, ветераны и студенческая молодежь. Интерес слушателей к оркестру постоянно растет прежде всего потому, что эта музыка «помогает душе не окаменеть» (мнение публики).
К вопросу об истории...
«В 1919 году в Москве в дивизионе тяжелой артиллерии особого назначения организовался небольшой домробалалаечный коллектив. Инициаторами создания этого коллектива были братья П.И. и С.И. Алексеевы, работавшие раньше в балалаечном оркестре Андреева. Руководил молодым коллективом П.И. Алексеев».
И — далее: «К моменту окончания гражданской войны и демобилизации оркестр насчитывал уже до 30 музыкантов и создал обширный репертуар. Работа велась им в рабочих клубах Москвы, однако условия этой работы вследствие отсутствия материальной базы были тяжелы. Дело резко изменилось в 1924 году, когда оркестр начал работать на радио, делавшем тогда лишь самые первые шаги. На радио оркестр получил самые благоприятные условия для быстрого творческого роста и, надо отдать ему справедливость, хорошо эту возможность использовал». Значит ли это, что в 2009 году АОРНИ ВГТРК может отмечать свой 90-летний юбилей? Или началом оркестра следует считать 1924 год? Оркестр П.И. Алексеева работал на радио до 1936 года. В 1936 году в связи с реорганизацией он вошел в систему вновь созданного объединения Государственных музыкальных коллективов и был прикреплен к Филармонии. В этом же году в оркестре, который стал называться Государственным оркестром русских народных инструментов, были разделены функции художественного руководителя и главного дирижера, и в оркестр пришел Н.П. Осипов. После начала Великой Отечественной войны, приказом от 6 июля 1941 года оркестр, которым в то время уже руководил Н.П. Осипов, был ликвидирован. Часть музыкантов ушла на фронт, часть осталась в Москве и стала работать на радио. В 1942 году вышел приказ о восстановлении Государственного оркестра русских народных инструментов и об отзыве музыкантов с фронта. Государственный оркестр под руководством Н.П. Осипова продолжил свою деятельность, в том числе - и выступления на радио.
А через три года, в декабре 1945, П.И. Алексеев получил предложение организовать оркестр русских народных инструментов Всесоюзного Радиокомитета, впоследствии
— Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании.
Таким образом в Москве появились два оркестра русских народных инструментов - Оркестр им. Осипова и оркестр Радио.
|