Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Признанный шедевр поэтического гения Василия Андреевича Жуковского, баллада «Светлана» была написана в 1812 году и сразу же стала необыкновенно популярной, ее очень любил А.С. Пушкин и часто цитировал в своих произведениях, а первые четыре строчки баллады стали эпиграфом – своеобразным поэтическим ключиком – к пьесе П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»
Накануне Рождества 1875 года в петербургском журнале «Нувеллист», который издавал друг П.И. Чайковского, известный музыкант и литератор Николай Матвеевич Бернард появилось объявление следующего содержания: «Знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский обещал редакции «Нувеллиста» свое сотрудничество, и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепьянных композиций, характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале». Нужно ли говорить, что тираж журнала после этого анонса значительно вырос?
Идея цикла из 12 пьес – по одной на каждый месяц, их заглавия, а также само название цикла - «Времена года» - принадлежат Н.М. Бернарду.
Композитор не возражал: «Все Ваши заглавия я сохраняю», - писал он Бернарду. - И только в две из 12-ти пьес внес свои дополнения. Так одна из 2х пьес - «Святки» - получила авторский подзаголовок – Вальс.
Святки…Любимейший народный праздник, благословенный период, когда все общество живет в ожидании таинственных чудес, и «Декабрь» - последняя и самая загадочная пьеса цикла – как нельзя лучше передает эту радостную и одновременно несколько тревожную атмосферу предчувствия счастья и любви.
Известный факт: свой Ноктюрн фа минор (он еще имеет подзаголовок «La Separation» - «Разлука») М.И. Глинка посвятил сестре - Елизавете Ивановне Флёри. В автобиографических «Записках» он как-то просто и буднично пишет об этом: «Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей тогда …в Петербурге, написал я Ноктюрн La separation (f-moll) для фортепьяно. Принялся также за другой Ноктюрн Le regret, но его не кончил, а тему употребил…для романса «Не требуй песен от певца».
На самом деле год написания Ноктюрна – 1839 – в жизни композитора - особенный: он страстно влюблен в Екатерину Ермолаевну Керн, дочь знаменитой музы А.С. Пушкина Анны Петровны Керн, и в порыве вдохновения один за другим создает шедевры - Вальс-фантазию, романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», и – Ноктюрн, который очень быстро становится одной из самых исполняемых пьес в петербургских музыкальных салонах. Иногда его исполняет сам автор, и это приводит публику в неописуемый восторг.
Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, записывает в своем «Дневнике»:
«Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов: такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках…я никогда ни у кого не встречала. У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел: невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».
Снег на солнышке блестит
Пар алеет тонкий…
Чу! в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий…
В январе этого года исполнилось 95 лет со дня рождения Веры Николаевны Городовской, блистательной исполнительницы на гуслях, великолепной пианистки и композитора, чьи произведения по праву вошли в золотой фонд всех оркестров русских народных инструментов, существующих в мире. Она родилась в январе; снег, мороз, метель, бег стремительной тройки – это была ее стихия, в которой она чувствовала себя легко и свободно. В основе всех ее сочинений всегда лежит народная тема – яркая и узнаваемая. Уникальность ее дарования состоит в том, КАК она ее развивает и варьирует. Она никогда не стремилась навязывать слушателю свою индивидуальность: оригинальность ради «оригинальничанья» ее никогда не привлекала. В своих произведениях В.Н. Городовская всегда старалась выявить глубинную суть народной темы, ее красоту и многогранность. Ее произведениям присуща классическая ясность, простота и совершенство формы, глубина музыкальной мысли.
В искусстве создавать произведения на основе русских мелодий ее до сих пор никто не превзошел, а ее миниатюры - «Русский вальс» и «Русская зима» - с полным основанием можно назвать музыкальными шедеврами.
|